Грошев Артур

О неправильном воспитании детей

Зачастую, заботясь о детях мы получаем совершенно обратный эффект и наши действия оказывают негативное влияние на ребенка. Давайте разберем это на примере конкретной ситуации
На днях я ходил в спортивный центр и придя немного раньше мне пришлось ждать освобождения зала. В нем занимались дети и поведение одного мальчика подвигло меня написать эту статью, мысли о которой меня давно посещали, но не было "живого" примера, который можно было бы привести. Мальчик 6 лет занимался по индивидуальной программе с тренером и мне сразу бросилось в глаза полное отсутствие энтузиазма в его действиях. Каждое упражнение он делал неохотно, при неправильном выполнении даже не пытаясь как то исправиться, было видно, что он ждет окончания занятия, дабы наконец уйти отсюда. В другом углу занимались другие дети, но уже в групповом занятии и там, как мне показалось, обстановка была намного веселее и они были явно огорчены, когда время занятия подошло к концу. Я решил уточнить в тренера, почему же ребенок заниматься один, в то время как есть группа его возраста и он мог бы заниматься с ними? Оказывается, родители мальчика хотят индивидуального подхода к сыну, дабы его результаты были лучше, чем у остальных. Однажды тренер попробовал тренировать их всех вместе, но получил выговор от родителей - их мальчик должен получать все самое лучшее и заниматься по индивидуальной программе.
Теперь давайте углубимся и посмотрим на это с другой стороны. Начнем мы с мальчика, у которого нет желания ходить в зал. Занимаясь с другими детьми у него могла бы быть мотивация ходить туда ради общения с ними, а это в свою очередь стимулировало бы к занятию спортом. Или дать знать, что существующие проблемы могут быть решены, если он будет ходить туда, но важно, чтобы эта проблема стояла перед ребенком, а не перед родителями (например другой мальчик забирает постоянно его игрушку, сказав что спорт изменит эту ситуацию вы мотивируйте ребенка). Наконец, можно дать ему пример известного спортсмена и ребенок захотев стать таким же будет статься изо всех сил, дабы достигнуть такого результата. В случае этого мальчика, ничего такого не было, ему просто в приказном порядке сказали заниматься спортом и он лишь выполнял поручение.
Теперь давайте порассуждаем о родителях этого мальчика, ведь они хотят только лучшего для своего сына. Кажется, что мотивация тут довольна проста и благородна - они хотят лучшего для своего ребенка, но смотрят на это "по-взрослому". Давая ребенку все самое лучшее, они упускают желания самого ребенка, забывая, что у него сейчас совершенно другие ценности. Конечно, папа прошел школу жизни и знает с какими проблемами сталкивается ребенок в школе, неизбежные драки и выяснения отношений, которые его когда-то задели и оставили на нем отпечаток, поэтому он готовит сына к этому, только уже готовому к "противостоянию". Но это его желания и его переживания, он не смог решить эти проблемы в детстве и за счет сына бессознательно хочет решить их в настоящем, поэтому поступая таким образом он больше думает о себе, а не о сыне. Мы разбираем конкретный случай, но он носит системный характер, поскольку так или иначе родители видят в ребенке "улучшенную" и "исправленную" версию себя самого, нежели отдельного человека, у которого могут быть и есть свои интересы.

Грошев Артур
Специалист центра P-PSY