Грошев Артур

Анализ поведения Родиона Раскольникова с точки зрения когнитивно-бихевиорального, гуманистического и психодинамического подходов.

Многие считают Достоевского одним из основоположников современной психологии за его точные описания человеческих переживаний, даже З. Фрейд указывал на талант русского писателя, что было совсем ему не свойственно. В этой статье мы разберем роман "Преступление и наказание" с 3 наиболее популярных подходов в психотерапии.
Достоевский — мастер психологического анализа. Как реалист, он не ограничивается социально-бытовыми характеристиками персонажа, а раскрывает сущность и глубину его души. При этом он обращается не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории». В «Преступлении и наказании» автор представил определённую эпоху — дореформенную Россию, в которой старый уклад рушился, а новый находился в стадии становления. Роман отмечен подлинным историзмом, показанные в нём характеры типичны, но не это считал Достоевский главным в творчестве. Для него важно было раскрыть внутренний мир человека независимо от социально-бытовых характеристик. Это связано с объективными устремлениями автора, который считал, что только психология характеризует человека в настоящем и будущем, а обстоятельства формируют личность, но принадлежат к прошлому. Социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования, для него «человек есть тайна». Писатель не принимал термина «психологизм», он считал, что одно сознание не имеет права анализировать другое, поэтому и создал иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Каждый герой романа имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев. В связи с этим в «Преступлении и наказании» мы видим различные формы психологического анализа.

Психодинамический подход

Одним из главных средств анализа личности Раскольникова служат его сны и галлюцинации, благодаря которым можно заглянуть в его бессознательное. Например его первый сон, в котором убивают лошадь, важен для понимания темы "униженных и оскорбленных". Забитая лошадь - это символ страданий, которые происходят вокруг, а то как маленький Родя целует и обнимает лошадку - это путь сострадания и помощи тому, кто в этом нуждается. Это его характеризует как доброго человека, а так же то, что он бросился с кулаками на убийцу лошади, это говорит о том, что он не согласен быть "пассивным зрителем", он будет бороться со злом. Поэтому, когда его отец говорит ему "Пошли, пошли", Раскольников отвергает эту позицию невмешательства в ситуацию. В этом сне можно увидеть 4 позиции Раскольникова : Убийца, жертва, свидетель и герой.
С точки зрения психоанализа, отец играет важную роль для понятия мотива действий Раскольникова. Достоевский потерял отца в 18 лет, для него это было большим потрясением и, поэтому, во многих его романах тема отца играет немаловажную роль, например в таких произведениях как "Братья Карамазовы" и "Подросток". Не стало исключением и "Преступление и наказание". Отец Раскольникова совершил преступление с деньгами и попав под суд покончил с собой, тк он был очень важен для Раскольникова, последний хотел его оправдать, совершив подобное преступление, но не убежать от проблемы, а встретить ее достойно, он хотел быть сильнее отца. Это можно назвать как "комплекс вины перед отцом", основополагающим которого были деньги, на что указывают такие факты как:
  • Преступление должно было быть связано с деньгами, и убийство старухи было расценено как ошибочное действие.
  • Раскольников не считает денег, он даже не посчитал какую сумму украл у старухи.
  • Когда он планировал преступление, он знал какую сумму он хотел получить.
  • Он представлял, как считал бы деньги, которые получил бы преступным путем от продажи липовой банкноты.
После смерти отца Раскольников жил на казенную пенсию, и деньги, которые он получал не считал своими и только после преступления он говорил, что они его. Он стал заменой отца для своей семьи, и когда узнал о том, что его сестра выходит замуж, что бы помочь ему, он не мог этого допустить, в тот момент он окончательно решился пойти на преступление. Не случайно он помогал семье Мармеладовых, он видел в отце семейства своего отца, и чувствовал свою вину, этим можно объяснить его финансовую помощь семье. В Соне Мармеладовой он видел себя, которая ради семьи переступила через себя и пошла заниматься проституцией и он хотел переступить через себя, но не смог.
Раскольников сказал: "О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого". Понять эту фразу можно так, он был старшим сыном, самым любимым, на которого возлагали большие надежды, главный наследник и будущая глава всего семейства, и после смерти отца, он стал заменой, он должен был быть сильнее отца, быть эдаким Наполеоном. Ограбление старухи должно было стать для него испытанием, которое не прошел его отец, и которое должен пройти он. В этим двойственность его образов, в одном образе он властелин убивший старуху, человек который смог стать "Наполеоном", в другом преклонение перед страданиями Сони, которая пожертвовала собой ради других, в этом образе он чувствует свою вину, в этом образе Раскольников не смог переступить через себя. Иными словами в нем происходит борьба "убийцы" и "героя". И то и другое состояние - это результат тяжелые внутренних и внешних условий, которые ведут Раскольникова к регрессивному состоянию.
Вопрос о вине, которая лежит в основе преступления как Раскольникова, так и самого писателя, немного разъяснился - это примитивное преступление против отца и матери. Это чувство вины, непонятное по происхождению для того, кто его испытывает, ведет человека к действиям, красноречиво раскрывающим основную причину этого чувства в бессознательном, куда вытесняется все несогласное, противоречащее представлениям и оценкам идеального "я" человека.

Гуманистический подход

С точки зрения гуманистической психологии все проблемы Раскольникова оттого, что не удовлетворены базовые потребности.
Физиологические потребности не удовлетворены, он ест от случая к случаю, живет в очень тесной комнатушке и к тому же и ее не может оплачивать.
Потребности в безопасности не удовлетворены в той же мере, он бросил учебу, в свободное время ничего не делает, постоянства условий жизни у него нет. Он вздрагивал от обычных звуков, и когда шел по улице, ему казалось, что все смотрят на него и в целом не был уверенным в себе человеком.
Потребность в принадлежности и любви не удовлетворены, потому что он был одиноким, у него не было по настоящему хороших друзей, которым он мог бы доверять, у него не было любимой девушки, семья его была далеко, при этом с матерью он не был близок, а отец погиб 8 лет назад.
Потребность в уважении так же не была удовлетворена, так как он ничем конкретным не занимался, и повода для уважения соответственно нет.
Попытку самоактуализации Раскольников видел в преступлении, он хотел через это удовлетворить все нижестоящие потребности. Он хотел возвыситься над остальными, ведь если он настоящий лидер, то он сможет сам устанавливать правила и писать законы. Ради этого он отказался от физиологических потребностей, бросил университет, подработку, отказался от любви матери, оттолкнул Разумихина, он хотел миновать все это и сразу добиться цели. Но с точки зрения гуманистической психологии, нельзя удовлетворить вышестоящие потребности минуя те, что находятся ниже, в этом и была трагедия Раскольникова.

Когнитивно-бихевиоральная теория

С точки зрения когнитивно-бихевиорального подхода, все действия человека обусловлены его социальным окружением и прошлым опытом.
Раскольников много читал, различные книги и трактаты, но сильнее всего его впечатлил Наполеон, он постоянно ставил его в пример, как человек который мог все, который возвысился над остальными и писал для них законы. Раскольников не задумывается о причинах покорности миллионов тружеников. Их покорность вызывает у него гнев и горе и побуждает его противопоставить себя обыкновенным людям. Раскольников не хочет, как большинство, молчаливо повиноваться и терпеть. Отсюда, по мнению Раскольникова, возможен лишь один вывод – он должен доказать себе, что он - не «тварь дрожащая», а прирождённый «властелин судьбы», имеющий право преступить элементарные нравственные законы и нормы, признаваемые нерушимыми обыкновенными людьми. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, который он рассматривает как испытание, чтобы определить, кто он - обыкновенный или необыкновенный человек.
Прежде чем совершить преступление, он несколько раз моделировал это в своих фантазиях, даже в первый раз, когда он пошел к старухе с часами, он прислушался, что бы понять, откуда будут доставать деньги, анализируя при этом свои будущие шаги.
У Раскольникова были иррациональные установки, но глядя на Соню, он осознал насколько они не правильны, поэтому единственным для него выходом это было признание, как это сделал Илья. По сути, Раскольников жертва сложившихся внешних обстоятельств и не верной установки.

Грошев Артур
Специалист центра P-PSY