При копировании информации обязательно укажите источник

Основные направления в психотерапии понятным языком

Если вы когда-либо пробовали искать психолога для совместной работы, то наверняка замечали, что все они указывают направление, в рамках которого ведут свою деятельность. Что же это означает и в чем разница между этими непонятными названиями?

На самом деле разница между направлениями очень большая, но с одной целью – помочь клиенту почувствовать себя лучше. Если провести аналогию более житейским языком, то, к примеру, хирург и терапевт имеют общую задачу – помочь пациенту, но делают это совершенно разными способами. Значит ли это, что при определенном запросе – помочь сможет только определенный вид терапии? Нет. Каждое направление помогает решить схожие задачи, но различными методами, одни из них более эффективны при определенном запросе, другие менее, но в целом все направления решают схожие задачи, разница лишь во времени, цене, методах и т.д.
Почти все школы в психотерапии базируются на одном из трех направлений: психодинамическом, когнитивно-бихевиоральном и гуманистическом. По сути, методы разных школ одного направления могут даже конфликтовать друг с другом, но все равно будут базироваться на правилах того направления, которому они принадлежат. Если обобщить, то психодинамический подход работает с бессознательным человека, гуманистический – с эмоциями и чувствами, когнитивно-бихевиоральный – с поведением.

Психодинамическая психотерапия.

Основоположником этого направления является Зигмунд Фрейд, который рассматривал человека как энергетическую систему, и подобно законам термодинамики, а именно закон сохранения энергии, эта система имеет энергию с постоянной величиной, она может видоизменяться, но главное она не может возникнуть из ниоткуда и исчезнуть в никуда. Фрейд предположил, что в нас существует некая особая внутренняя энергия, которая под воздействием определенных сил трансформируется в поведение. Под внутренней энергией подразумевается психическая энергия личности, зависящая от ее внутреннего состояния. Поскольку эта теория отлично вписывалась в законы термодинамики, Фрейд назвал её психодинамикой. Любая школа, относящая себя к данному направлению, базируется на представлении о том, что внутри нас протекает эта неосознаваемая энергия, и терапия строится на работе с этой энергией, делая её более понятной для самого человека.

К данному направлению можно отнести следующие школы:
  • Классический психоанализ З. Фрейда.
  • Транзактный анализ Э. Берна.
  • Аналитическая терапия К. Юнга.
  • Индивидуальная психология А. Адлера.
  • Волевая терапия О. Ранка.
  • Школа объектных отношений.

Гуманистическая психотерапия.

Если психодинамика смотрит на человека как на безличное существо, подчиняющееся своим внутренним силам, то гуманистическое направление ставит во главе угла личность. Человек в этой системе представляется не как нечто заданное, а как чистый лист, который может быть кем угодно, нужно только лишь помочь ему в этом. Гуманистический психотерапевт абсолютно принимает клиента таким, какой он есть, оказывает ему поддержку, и эмпатию. Одно из базовых утверждений данной школы является то, что человек может помочь себе сам и ему нужно только помогать, а не делать всё за него. Человек в данном направлении целостен и не разделен на части, как в психодинамической теории, он неограничен в свободе своего выбора как в бихевиоризме. Основной упор в работе делается на настоящее, а не прошлое. Для гуманистического психолога не важно, что было в прошлом, для него важно, что вы чувствуете по отношению к этому здесь и сейчас. Несмотря на кажущуюся простоту данного направления, он является одним из самых непростых, поскольку в нем главную роль играет личность терапевта, а не его знания, как в других направлениях. Если у терапевта и клиента не получается войти в доверительные отношения, данная терапия будет иметь практически нулевой эффект.

Основные школы гуманистической психологии:
  • Логотерапия В. Франкла.
  • Клиент-центрированная терапия К. Роджерса.
  • Экзистенциальная терапия.
  • Гештальт-терапия Ф. Перлза.
  • Арт – терапия.

Когнитивно-бихевиоральный подход

Стремление сделать из психологии более точную науку привело к созданию бихевиоризма. С точки зрения психотерапевтов данной школы - здоровье рассматривает как то, чему человек научился, а болезнь то, чему не научился. Следовательно, для того чтобы избавиться от болезни нужно научится определенному поведению, таким образом болезнь пройдет. В процессе терапии психолог пытается показать клиенту как его ошибочное мышление оказывает влияние на поведение и эмоции, он учится решать проблемы, которые до этого казались неразрешимыми, при этом происходит коррекция собственного мышления. Также терапевт помогает клиенту мыслить и действовать более реалистично и адаптивно, что в свою очередь устраняет беспокоящий симптом. При проведении терапии посредством бихевиорального метода в первую очередь учитываются не причины поступков пациента и наличествующие мотивы, а непосредственно его поведение. Не производится оценка пациента как «хороший-плохой», при необходимости работа ведется с несоответствиями поведения либо его проблематичностью. Натуру пациента при этом воспринимают как «tabularasa», такой подход «с чистого листа» дает возможность модифицировать действия. Перед этим, однако, требуется конкретно определить проблему, для чего проводят изучение данных относительно социального окружения, его формирования. К достоинствам данного направления можно отнести конкретность, в отличии от других школ работа ведется над конкретным поведением, что сказывает на сроках терапии в сторону ее уменьшения.

Основные школы:
  • Когнитивная терапия А. Бека.
  • Рационально-поведенческая терапия А. Эллиса.
  • Социально-когнитивный подход А. Бандуры.
  • Мультимодальное консультирование А. Лазаруса.

Конечно, психологических школ намного больше, мы выписали только самые основные из них. Существуют и такие школы, которые пытались внять себя сразу несколько направлений, но при этом их сложно оценивать с позиции эффективности, поскольку было проведено мало исследований по этому вопросу в виду их малочисленности. В настоящее время большинство терапевтов используют методики из разных направлений, на ограничивая себя каким-то одним. Возможно, это связано с тем, что в прошлом школы противопоставлялись друг друга, возникая как несогласие с действующими направлениями, так бихевиоральная терапия возникла как ответ господствующему психоанализу. Разные психологи критиковали методы друг друга отстаивая правоту своего направления и не учитывали данные полученные из вне. Сегодня такой борьбы уже нет, и психологическое обучение проходит с учетом всех школ и направлений, ничто не мешает быть психоаналитиком, но при этом использовать методы не только психоанализа, поэтому довольно сложно встретить терапевта, который ограничивался бы только рамками классических школ.
Психотерапия Общая психология