При копировании информации обязательно укажите источник

Психоанализ в терапии

Большая ценность теории Фрейда состоит не только в самой теории, но еще и в том, что она привлекла массы и сделала психологию общественной. Многие стали разбираться в терминологии, думаю каждый из читающих понимает, что такое бессознательное, психологическая защита, Эдипов комплекс и т.д., но понимания как это работает в психотерапии не произошло. На примере структурной модели психического аппарата я покажу как это происходит в кабинете психолога и осознанно буду описывать крайние случаи дабы было яснее, что я подразумеваю.

По Фрейду личность поделена на 3 структуры: ОноЯ, Сверх-Я, взаимодействие которых регулирует поведение человека.
Мы не рождаемся сразу со всеми тремя, Я и Сверх-Я формируются в течение жизни, поэтому формирование этих структур не привязано к генами, расе и т.д., то есть мы такие, как нас воспитали (или не воспитали), хотя можно возразить и допустить, что чернокожий в среде белых будет отличатся от такого же белого ребенка, но это внешние факторы, а они могут быть изменены.

Ребенок рождается только со структурой Оно для которой движущей силой является стремление к удовольствию. Не важно как, когда и где, если хочешь в туалет - делаешь это, если хочешь поесть, то нужно кричать и т.д. Стремления ограничены на раннем этапе жизни, но у всех только одна задача - получить удовольствие.
Я формируется из Оно, и главной задачей является - целостность психики. Эго помогает психике справится со стрессом, вызванным, например, невозможностью поесть прямо сейчас, как бы говоря себе «мы поедим, просто попозже». Я действует согласно принципу реальности и взаимодействует с Оно и Сверх-Я принимая оптимальное решение для остальных структур.
Сверх-Я формируется позже всех и эта структура включает в себя ценности, установки, совесть и т.д. Формирование в более поздний срок происходит потому, что Я научилось определенным правилам, и эти правила являются своеобразным табу, нарушать которые нежелательно, поскольку последствия перекрывают полученную выгоду. Сверх-Я формируется при взаимодействии с другими людьми и этот процесс занимает всю жизнь, хотя самые фундаментальные установки сложно поддаются какой-либо корректировке. Например с детства мы знаем, что на первое идет суп, на второе гречка с котлетой и только после этого кусок торта с компотом, а не наоборот, и придерживаемся такого порядка всю жизнь, даже когда можем поменять его.
Теперь, когда вы знаете о структурах психики я опишу людей, в чьем поведении можно диагностировать преобладание Оно или Сверх-Я во влиянии на Я.

Оно


Наркоманы, алкоголики, люди с РПП, беспорядочный секс, игроманы, преступники и т.д. То есть такие люди понимают, что их поведение не приведет к чему-то хорошему в перспективе, но сулит сиюминутную выгоду. Стремление к удовольствию доминирует в поведении и поскольку Сверх-Я уходит на задний план, то таких людей нередко называют беспринципными и без морали, то есть они могут в погоне за удовольствием совершить определенные действия, которые вызовут осуждение у других.
Конечно, доминация может быть разной, я лишь обобщаю, и там где алкоголик может убить другого за бутылку, то другой на такое не способен.

Как формируется подобный перекос? Как правило такие дети не получили должного внимания, или наоборот, его было слишком много. Родители такого ребенка в детстве стремились сразу удовлетворить его желания ограждая от стресса вызванного ожиданием, делали за него определенные действия не давая возможности сделать самому и как результат такого ребенка можно называть избалованным и неспособным справится со стрессом при фрустрации. Но бывает и наоборот, когда ребенок находится в состоянии постоянной фрустрации (особенно ярко это провялятся у детей в детских домах) и стремится компенсировать ее хоть каким-то способом. Часто в репортажах новостей можно увидеть сюжет, где дети из неблагополучных семей собираются в группы и нюхают клей, девочки начинают рано заниматься сексом и так же рано беременеют или просто убивают кого-то ради забавы. Остальных людей это шокирует и удивляет, но важно понять, что у этих детей структура Сверх-Я не развита, а желание получить удовольствие развития не требует.

Теперь главный вопрос, что делать в такой случае? Необходимо усилить Сверх-Я. Как это сделать? Все зависит от конкретного человека и ситуации в которой он оказался, так например А.С. Макаренко работавший в детском лагере для беспризорников изобрел систему, где вчерашние преступники социализировались и после могли жить в социуме согласно его принципам. Но это крайний случай и маловероятно, что такой человек придет ко мне на терапию, поэтому для более жизненного примера я приведу другой, с которым непосредственно работал. У меня была клиентка с РПП, вследствие этого она имела избыточный вес и низкую самооценку из-за своей внешности, компенсировала которую случайными связями, как бы говоря себе "Если они со мной спят, значит я не такая плохая и могу любить себя немного больше". Моим первым шагом было выяснение того, чего она хочет в будущем, дабы потом отталкиваться от этого, ведь если нет цели, то и движение лишено всякого смысла, Сенека эту мысль выразил более поэтично "Когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным.", в нашем же случае под "портом" подразумевалась семья и дети. Я указал ей, что стремление к сиюминутному мимолетному удовольствию отдаляет её от цели, достигнув которой она получила бы гораздо больше и результат был бы продолжительнее, но нужно проявить усилие. Именно поэтому важно иметь цель, именно она помогает терпеть и не сорваться к прошлому поведению, и таким образом происходит укрепление структуры Сверх-Я. Спустя время она легко похудела, потому что раньше занималась из-за нелюбви к себе, и как следствие результата не было, полюбив и приняв себя она сделала это за год. Не было больше нужды в мужчине для поддержания самооценки и она могла выбирать, а не бросаться на любого, кого считала лучше себя. Хоть её описание и заняло несколько строк, на самом же деле была проделана огромная работа, поэтому легкость с который я описал этот случай далека от действительности.

Сверх-Я


Люди с преобладанием структуры Сверх-Я руководствуются в первую очередь чувством морали и не могут получать удовольствие если оно попадает под её запреты. С одной стороны это вроде как хорошо, когда у человека есть совесть, хорошие принципы и строгое социальное поведение, но не всегда хорошо для самого человека, ведь он может лишать себя большого количества удовольствий, а значит счастья. Люди такого типа гораздо чаще оказываются на приёме у психолога, поскольку сделав что-то вразрез со своими убеждениями начинают ощущать вину, которая может перейти в невроз и неспособность с ним справится вынуждает обратится к сторонней помощи. Но это происходит только в том случае, когда человек не может справится сам, например девушка, которая следит за своей фигурой ограничивая себя в еде срывается и съедает огромный кусок торта, после этого начинает ощущать вину за возможные последствия, иными словами Сверх-Я ругает Я. Испытывая вину эта девушка идет в туалет и вызывает рвоту избегая таким таким образом последствий, и таким образом Я угодило и Оно и Сверх-Я, а значит внутриличностный конфликт разрешен.

Как формируется перекос? В процессе воспитания родители таких детей руководствовались в первую очередь правилами и запретами, следование традициям и строгой морали, таким образом у детей появляется Идеал с которым они себя сравнивают и которому стремятся соответствовать. Чем выше отличия от идеала, тем сильнее невроз. Но тут важно внести уточнение, например герой фильма "В Брюгге" случайно убил ребенка и винит себя в этом, и даже решается на самоубийство как бы расписываясь в невозможности решить свой внутриличностный конфликт, можно ли сказать что у него доминирующая структура Сверх-Я? Нет, в его случае доминирующая структура скорее Оно, ведь он пришел убить человека, просто убил не того, и этот поступок один из тех немногих, который идет вразрез с его установками.

Что делать? Если просто объяснить сложное, то нужно позволить быть не идеальным, и да, это тяжело. Как и в ситуации с Оно необходимо ослабить доминирующую структуру (Сверх-Я). В моей практике такие клиенты не позволяют себе множество самых безобидных вещей, которые могли бы сделать их счастливее, они боятся быть не такими как их Идеал, одна из клиенток прямо говорила, что не может позволить себе то или иное действие, поскольку внутренний критик будет ругать так сильно, что нивелирует полученное удовольствие. Писать конкретнее мне сложно, окидывая взгляд на свой опыт я понимаю, что многие случаи подходят под "Доминирование Сверх-Я", но они настолько отличны, и их описание совсем не укладывалось бы в мою задачу написать короткую статью, но один пример я все же опишу. Случай этой девушки я услышал на коллективной супервизии несколько лет назад, её беспокоил тот факт, что в свои 30+ лет она никогда не испытывала оргазм с мужчиной, хотя сама могла довести себя без каких-либо проблем. В процессе терапии выяснилось, что у этой девушки была установка, согласно которой секс является дозволительным только с мужем, ведь её мама всю жизнь жила с отцом и он был единственным мужчиной в её жизни и это блокировало ей возможность получать удовольствие. В процессе терапии уровень притязаний Сверх-Я существенно снизился и она могла не только испытывать оргазм, но и быть менее требовательной к себе в других областях.

Это очень упрощенное объяснение, в котором я не затрагиваю бессознательное, защитные механизмы, воля к жизни и смерти и другие важные составляющие психоанализа. 
Психотерапия Общая психология