Анализируя фактор межличностной аттракции (восприятие) можно сделать вывод о том, что одним из факторов выбора романтического партнера является фактор сходства. Это явление получило название гомогамности (от греческого "гомо" - равный). Если оба партнера имеют общие характеристики, то такие отношения называются гомогамными на основе этих признаков. Это может быть одинаковая раса, религия, любимый фильм и так далее.
Существуют различные гомогамные признаки. Данные исследований, проведенных в США в середине 1970-х, свидетельствуют о том, что молодежь выбирает партнеров среди людей примерно того же возраста (при этом женщина обычно младше мужчины); той же расы, той же религии (хотя религиозные ограничения играют несколько меньшую роль по сравнению с первыми двумя); того же брачного статуса (т.е. были ли оба партнера до брака одинокими, разведенными или овдовевшими). Кроме того, браки гомогамны по уровню образования и социальному происхождению.
Гомогамность не ограничивается лишь социально-демографическими характеристиками. Она затрагивает и более широкий спектр признаков. Например, в исследовании Э.Бергеса и П.Уоллина были выделены следующие характеристики, по которым гомогамны пары, решившие вступить в брак: физическая привлекательность; психическое и физическое здоровье; происхождение (включая расовую и религиозную принадлежность, социальный статус родителей, уровень образования, доходы); прочность родительской семьи (например, счастливый брак родителей) и популярность среди сверстников.
Гомогамность также поощряется и обществом, поскольку воздействует на человека выбирать себе подобного. Р. Винч писал, что подобные установки лишь в редких случаях позволяют человеку покинуть тот социальный слой, в котором он живет, к тому же, по данным многих исследований, похожий человек вызовет большую симпатию.
В традиционном психоанализе принято считать, что человек тянется к образу, который образуется родителем противоположного пола, то есть мужчина тянется к женщине, напоминающей ему его мать, а женщина — к мужчине, напоминающему ее отца. К.Юнг считает, что на осознаваемой любви к родителю выбирается похожий на него партнер. У каждого мужчины есть определенный образ, который не является образом конкретной женщины. В основном он не осознан, но, тем не менее, проецируется на любимого человека, и является основной причиной аттракции к нему, а в том случае, когда образ и конкретный человек не совпадают, — отвержения. Этот образ называется «анима», он носит эротический, эмоциональный характер. Анима является архетипической формой, выражающей образ женщины, заложенный в генах мужчины. Когда мужчина встречает женщину, соответствующую этому архетипу, у него и возникает симпатия к ней. По мнению известного советского и российского психолога М.А. Алабакиной, сегодня подобные теории не имеют подтверждения, так как они не учитывают фактор общества, которое имеет огромное влияние на все аспекты жизни человека.
Существуют и другие теории. К. Коч утверждал, что удовлетворенность браком достигается тогда, когда каждый партнер придерживается роли, которая от него ожидается ввиду определенных договоренностей. Например, от мужчины ждут, что он будет точить ножи, водить автомобиль, делать мелкий ремонт и так далее; от женщины ждут, что она будет готовить, стирать, убирать и тому подобное. В предбрачный период влюбленные договариваются о распределении ролей с учетом потребностей друг друга, таким образом, это помогает избежать конфликта при вступлении в брак.
О влиянии потребностей указывается и в инструментальной теории выбора супруга, разработанной Р. Сентерсом. Автор в ней подчеркивает важность удовлетворения потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности, например, сексуальная и потребность в принадлежности, более важны, чем другие, и что приоритеты потребностей у мужчин и женщин отличны. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.
Р. Зидлер также предположил, что выбор брачного партнера проходит фильтрацию, но обозначил их по-иному. Первым фильтром он выделил тех потенциальных партнеров, которые подходят с социальной точки зрения. Затем осуществляется выбор на совокупности возможных партнеров в соответствии с психологическими, эротическими и эстетическими механизмами.
Американский социальный психолог Д. Адам с также придерживался мнения, что выбор потенциального партнера проходит через несколько стадий. В первой из них он указывает на внешние механизмы, такие как внешность, общие интересы, стиль общения и так далее. После того как потенциальные супруги получили статус пары, отношения становятся сильнее вследствие реакции окружения, получения приятного времяпровождения, спокойствия и так далее. Следующая стадия — это применение в отношении друг друга определенных ролей и близости. На заключительной стадии происходит изучение различных взглядов и ценностей друг друга. После прохождения этих этапов потенциальные супруги могут вступить в брак.
М.А.Абалакина также выделяла три стадии развития отношений в добрачный период. На первой стадии она выделяла формирование впечатления после первой встречи друг с другом. Вторая фаза характеризуется устойчивой фазой, в которой социальное окружение воспринимает потенциальных супругов как стабильную пару. Эту стадию автор выделила как высоко эмоциональную. Третья стадия возникает тогда, когда пара принимает решение о вступление в брачную жизнь. На этой стадии отмечается снижение идеализации других потенциальных партнеров, а также возрастает удовлетворение нынешним. В промежутке между первой и второй стадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера.
Среди всех теорий выбора брачного партнера, наиболее распространенной является «стимул—ценность—роль» Б. Мурстейна. Она опирается на два важных заключения. Первое заключается в том, что прочность развития отношений зависит от равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. Если положительных сторон больше, чем отрицательных, то пара может вступить в брак. Второе заключение состоит в том, что брачный выбор состоит из стадий, не пройдя которые потенциальный супруг больше не рассматривается таким. Первой стадией является стимул или, другими словами, первое впечатление, в котором оценивается внешность, манеры, поведение, социальный статус и т.д., но помимо всего прочего важно и то, что оцениваются и собственные качества, которые могут быть интересны потенциальному партнеру. Следующей стадией является сравнение ценностей и взглядов на жизнь, ролей в семье, брак и т.д. Если вторая стадия прошла успешно, и взгляды на жизнь у людей совпадают,то наступает третья фаза – ролевая. Пара начинает проверять друг друга на соответствующие роли, определяя, соответствуют ли ожидания друг друга реальности, а также удовлетворенность собственной ролью. В своей теории Мурстейн рассмотрел процесс выбора брачного партнера в динамике, кроме всего прочего, в ней можно лучше понять схему развития добрачных отношений.
Концепция другого психолога Дж.Эдвардса предполагает, что гомогамность является ведущим признаком, который может привести пару к брачному союзу. В его концепции главным является поведение человека, которое ориентировано на получение наград и поощрений. В своей теории Эдвардс опирался на четыре основных принципа. Первый основывается на том, что из всех возможных партнеров человек выбирает того, кто дает наибольшее количество "наград". Второй принцип постулирует о том, что люди с одинаковым количеством ресурсов увеличивают награды друг друга. Третий указывает, что пары с равными ресурсами обладают гомогамными характеристиками. Из всех этих постулатов, следует последний, который говорим нам о том, что выбора брачного партнера является гомогамным.
Помимо сходства между двумя партнерами, важную роль играет идеализация. Иными словами, представление человека в более совершенном виде, чем он есть на самом деле. Идеализация является характерной особенностью человека в период влюбленности.
Восприятие партнеров в межличностном общении — это всегда познание друг друга, которое сопровождается особым процессом - стереотипизацией. Социальные стереотипы — это характеристики, описывающие членов социальных групп или категории, приписывающиеся им или ассоциирующиеся с ними.
Стереотипы характеризуются схематичностью и упрощенностью. Именно они помогают систематизировать и упростить огромное количество информации, поступающей из окружающего мира, категоризовать ее. Формирование стереотипов могут приводить к двум следствиям. В первом следствии они упрощают процесс познания другого человека, это не всегда оценка, скорее просто упрощенный подход. Во втором случае стереотипы ведут к возникновению предубеждений, которые чаще всего носят негативную окраску.
Но в случае межполового отношения стереотипные представления чаще носят позитивный характер. Это связано с тем, что на формирование стереотипа влияет прошлый опыт человека. Но часто, когда у человека происходит первая влюбленность, а подобного опыта нет, он может брать его из других источников, таких как СМИ, интернет, кинематограф, книги и т.д. Все дело в том, что в этих источниках любовь преподносится как самое светлое и высокое чувство, которое возможно в жизни человека. Нередко акцентируются наиболее привлекательные стороны любви и затушевываются или же вовсе замалчиваются возможные негативные проявления. Как результат происходит формирование стереотипа, который носит исключительно позитивную окраску. Именно подобные стереотипы приводят к идеализации партнера в романтических отношениях. Стоит обратить особое внимание на то, что, когда партнеру предъявляется некий идеализированный образ, от него ждут действий, которые соответствуют этой роли. И действительно, партнер начинает вести себя так, как нужно, оправдывая ожидания другого. Таким образом, можно сделать вывод о том, что идеализация партнера — это результат совместных действий двух партнеров.
Подобная схема не противоречива, и ее разделяют большинство психологов, но, когда речь идет о роли идеализации в предбрачных отношениях, мнения разделяются. М.А. Абалакина выделяет три точки зрения на этот счет. Первая и самая распространенная заключается в том, что, идеализируя своего партнера, мы таким образом завышаем требования к нему и иногда ожидаем большего, чем он может нам дать. Так в лонгитюдном (долгосрочном) исследовании, проводившемся в Латвии, было показано, что если при вступлении в брак почти все опрошенные оценили будущего супруга как соответствующего идеалу, то через пять лет семейной жизни партнера считают соответствующим идеалу только 49% женщин и 60% мужчин. Это объясняется тем, что в процессе совместной жизни образ корректируется и со временем приходит к более реальному. Осознавая, что партнер не соответствует тому образу, который человек видел раньше, он перестает быть удовлетворен отношениями с ним, и это, в конечном счете, может быть причиной для развода. По этой причина подобная точка зрения считается деструктивной.
Вторую точку зрения на роль идеализации в добрачных и предбрачных отношениях можно назвать конструктивной. Она заключается в том, что партнер старается оправдать завышенные на его счет ожидания, а это способствует его личностному росту и положительным изменениям в целом. Отдавая себе отчет о своих недостатках и пытаясь бороться с ними, человек тем самым создает предпосылки избавления от них в будущем.
Третья точка зрения получила развитие в рамках гуманистической психологии. По мнению известного американского психолога Абрахама Маслоу, только самоактуализированная личность, то есть личность, полностью раскрывшая свой жизненный потенциал, наиболее полно и сильно может любить. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Стабильность и длительность любви обусловлена тем, что они способны сочетать трезвую оценку партнера, осознание его недостатков с полным принятием его. Идеализация не свойственна самоактуализированным личностям вовсе.
Необходимо учитывать, что степень идеализации партнера и ее характер, всегда опосредованы личностными характеристиками мужчины и женщины в добрачной паре, ведь взаимодействие и познание друг друга происходит между конкретными людьми, проявляющими свою индивидуальность.
В конце хотелось бы сказать, что теория – это в первую очередь предположение, каким бы авторитетным оно не было, и, следовательно, не является гарантом 100% правильности. Бывает, что отношения укладывающееся в рамки большинства теорий ни к чему не приводят, и пара распадается, так и наоборот, пары, состоящие в браке, живут счастливо, несмотря на несоответствие. Также стоит отметить тот факт, что все эти исследования были проведены до внедрения интернета в нашу повседневную жизнь, и они не учитывают степень его влияния. К примеру, сейчас распространены множество сайтов знакомств, которые упрощают выбор и не дают полной информации о собеседнике. Для оценки этого влияния необходимо новое исследование, с учетом новых факторов.