При копировании информации обязательно укажите источник

Эксплицитная и имплицитная память человека

В своё время психологи всего мира озадачились вопросом "Где находится душа?". И правда, "психо" на греческом означает душа и психологи уж точно должны знать о ней всё, раз таковыми себя считают. Раньше можно было думать, что душа находится в сердце, но когда стало возможным пересадить чужое сердце или установить вместо него искусственное эта гипотеза отпала. Аналогично и с другими частями тела ниже шеи, благодаря инновациям в медицине можно заменить или удалить большую часть организма, значит остается голова, а точнее мозг. Но и мозг состоит из множества отдельных структур и тогда ученые стали изучать влияние этих структур по отдельности. Например А.Р. Лурия помогая в восстановлении участникам ВОВ с поражением какого-либо участка мозга сделал вывод о системности, к примеру человек с нарушением участка мозга отвечающего за координацию может её восстановить, поскольку эту функцию возьмёт на себя другой участок. По-моему мнению ближе всего к ответу на вопрос "Где находится душа?" подошли психологи изучавшие память.

Память интересная штука, можно сказать, что мы те, кто мы есть лишь потому, что помним себя таковыми, иными словами если стереть всю память у человека, то он перестанет быть тем самым человеком, несмотря на то, что тело не изменилось. Его нельзя обучить заново в подобном случае, поскольку мозг уже сформирован, поэтому поражения памяти одно из самых серьёзных заболеваний, которое может произойти с человеком. Но даже если допустить, что существует возможность заново обучить человека, он всё равно не будет прежним, по сути это будет другой человек в прежней оболочке, какие-то атрибуты, как например голос, который зависит от гортани останутся, но психологические составляющие, за исключением темперамента, будут иными.

Существует 2 типа памяти: эксплицитная и имплицитная. Первая это точная память, она отвечает за сохранение и воспроизведение прошедших жизненных эпизодов, то есть в любой момент можно взять и осознать нужное событие. В психоанализе такую память называют подсознанием. Второй тип - это неосознаваемая память, которая позволяет интерпретировать и реагировать на события из глубоко укоренившегося в памяти опыта. Такую память нельзя воспроизвести, описать понятным языком, она независима от эксплицитной памяти и сложнее поддается изменениям. Любимое высказывание многих тренеров "Проще научить, чем переучить" как раз показывает трудность в корректировке укоренившегося в имплицитной памяти опыта. В психоанализе такую память называют бессознательным.

Большинство из нас помнят себя с 3-4 лет, некоторые могут помнить отдельные более ранние события, например нападение собаки, когда было очень страшно, но это исключительный случай, происходит это потому, что наш гиппокамп прошел определенный этап формирования и может накапливать полученные данные для воспроизведения, так зарождается эксплицитная память. Но до этого момента память тоже была, ведь некоторые дети могут уже говорить слова в 1 год, а значит где-то хранится эта информация.

Имплицитная память у человека есть уже в утробе, начиная примерно с 6 месяца беременности ребенок анализирует внешнюю среду через мать. Происходит это посредством анализа гормонов, которые он получает через пуповину и в которых он оценивает стресс и уровень питательных веществ. В Англии было проведено исследование новорожденных детей матери которых были в стрессе во время беременности и имели высокий уровень кортизола на момент родов, их дети были более склонны к зависимостям и имели больше проблем с умственным здоровьем. Сюда можно отнести и исследование людей, которые родились в условиях голода в Нидерландах в 1944 году, согласно его заключению, эти люди были более подвержены ожирению и повышенному кровяному давлению, то есть находясь в утробе они выработали программу, которая запасалась жирами и глюкозой при любой возможности.

Ответственная за это нервная цепь в мозге активируется бессознательно, например у детей, которых усыновили очень часто остается чувство неприязни, они не могут вспомнить усыновление, они не в состоянии вспомнить отлучение от матери потому что функция воспоминания просто не развита, но эмоциональная память разлуки и отчуждения глубоко запечатлены в их мозгу, поэтому они более предрасположены испытывать чувство обособленности и сильного эмоционального переживания при сравнении с другими. Поэтому особенно сильно на человека влияют те события раннего детства, которые невозможно вспомнить, а следовательно переосмыслить.

Изучение недоношенных детей, которым пришлось пройти инкубацию выявило, что простое прикосновение и поглаживание спины в течении всего 10 минут в день стимулировало развитие головного мозга и давало ребенку ощущение безопасности. В будущем такие дети будут менее подвержены стрессу при тревоге. Если ребенок не получает должного внимания при рождении он может много спать, это ответная реакция на стресс и мозг просто отключается из-за невозможности с ним справится. Всё это запечатлеется в имплицитной памяти и повзрослев они склонны расценивать мир как враждебную среду, которой вынуждены противостоять. Чтобы это было проще понять взрослому человеку, просто представьте, что вы находитесь в местах лишения свободы, и вы вынуждены реагировать определенным образом из-за страха и переживаний, даже выйдя на свободу после этого, вероятно вам еще долго будет казаться, что вам что-то угрожает. Но взрослый может уехать, переосмыслить, свыкнуться и т.д., но у ребенка таких возможностей нет.

Зигмунд Фрейд не был первым, кто обратил внимание на имплицитную память с точки зрения влияния на психику, но он первый, кто систематизировал и нашёл её проявления в поведении человека. Теория о бессознательных силах послужила большим толчком в развитии психологии, и вслед за Фрейдом многие психологи выдвинули свои теории в противовес ей, но базировались они так или иначе на том, что в человеке существует скрытая память, которая оказывает на него гораздо большее влияние, чем то, что он может вспомнить.

Психотерапия Научная психология