Память интересная штука, можно сказать, что мы те, кто мы есть лишь потому, что помним себя таковыми, иными словами если стереть всю память у человека, то он перестанет быть тем самым человеком, несмотря на то, что тело не изменилось. Его нельзя обучить заново в подобном случае, поскольку мозг уже сформирован, поэтому поражения памяти одно из самых серьёзных заболеваний, которое может произойти с человеком. Но даже если допустить, что существует возможность заново обучить человека, он всё равно не будет прежним, по сути это будет другой человек в прежней оболочке, какие-то атрибуты, как например голос, который зависит от гортани останутся, но психологические составляющие, за исключением темперамента, будут иными.
Существует 2 типа памяти: эксплицитная и имплицитная. Первая это точная память, она отвечает за сохранение и воспроизведение прошедших жизненных эпизодов, то есть в любой момент можно взять и осознать нужное событие. В психоанализе такую память называют подсознанием. Второй тип - это неосознаваемая память, которая позволяет интерпретировать и реагировать на события из глубоко укоренившегося в памяти опыта. Такую память нельзя воспроизвести, описать понятным языком, она независима от эксплицитной памяти и сложнее поддается изменениям. Любимое высказывание многих тренеров "Проще научить, чем переучить" как раз показывает трудность в корректировке укоренившегося в имплицитной памяти опыта. В психоанализе такую память называют бессознательным.
Большинство из нас помнят себя с 3-4 лет, некоторые могут помнить отдельные более ранние события, например нападение собаки, когда было очень страшно, но это исключительный случай, происходит это потому, что наш гиппокамп прошел определенный этап формирования и может накапливать полученные данные для воспроизведения, так зарождается эксплицитная память. Но до этого момента память тоже была, ведь некоторые дети могут уже говорить слова в 1 год, а значит где-то хранится эта информация.
Имплицитная память у человека есть уже в утробе, начиная примерно с 6 месяца беременности ребенок анализирует внешнюю среду через мать. Происходит это посредством анализа гормонов, которые он получает через пуповину и в которых он оценивает стресс и уровень питательных веществ. В Англии было проведено исследование новорожденных детей матери которых были в стрессе во время беременности и имели высокий уровень кортизола на момент родов, их дети были более склонны к зависимостям и имели больше проблем с умственным здоровьем. Сюда можно отнести и исследование людей, которые родились в условиях голода в Нидерландах в 1944 году, согласно его заключению, эти люди были более подвержены ожирению и повышенному кровяному давлению, то есть находясь в утробе они выработали программу, которая запасалась жирами и глюкозой при любой возможности.
Ответственная за это нервная цепь в мозге активируется бессознательно, например у детей, которых усыновили очень часто остается чувство неприязни, они не могут вспомнить усыновление, они не в состоянии вспомнить отлучение от матери потому что функция воспоминания просто не развита, но эмоциональная память разлуки и отчуждения глубоко запечатлены в их мозгу, поэтому они более предрасположены испытывать чувство обособленности и сильного эмоционального переживания при сравнении с другими. Поэтому особенно сильно на человека влияют те события раннего детства, которые невозможно вспомнить, а следовательно переосмыслить.
Изучение недоношенных детей, которым пришлось пройти инкубацию выявило, что простое прикосновение и поглаживание спины в течении всего 10 минут в день стимулировало развитие головного мозга и давало ребенку ощущение безопасности. В будущем такие дети будут менее подвержены стрессу при тревоге. Если ребенок не получает должного внимания при рождении он может много спать, это ответная реакция на стресс и мозг просто отключается из-за невозможности с ним справится. Всё это запечатлеется в имплицитной памяти и повзрослев они склонны расценивать мир как враждебную среду, которой вынуждены противостоять. Чтобы это было проще понять взрослому человеку, просто представьте, что вы находитесь в местах лишения свободы, и вы вынуждены реагировать определенным образом из-за страха и переживаний, даже выйдя на свободу после этого, вероятно вам еще долго будет казаться, что вам что-то угрожает. Но взрослый может уехать, переосмыслить, свыкнуться и т.д., но у ребенка таких возможностей нет.
Зигмунд Фрейд не был первым, кто обратил внимание на имплицитную память с точки зрения влияния на психику, но он первый, кто систематизировал и нашёл её проявления в поведении человека. Теория о бессознательных силах послужила большим толчком в развитии психологии, и вслед за Фрейдом многие психологи выдвинули свои теории в противовес ей, но базировались они так или иначе на том, что в человеке существует скрытая память, которая оказывает на него гораздо большее влияние, чем то, что он может вспомнить.